ja4menevo (ja4menevo) wrote,
ja4menevo
ja4menevo

Category:

Продолжение - Ярополк и далее

Ярополк Святославич (961–980)
В 970 году перед своим последним походом Святослав, похоронив мать — княгиню Ольгу, посадил на киевский престол старшего сына Ярополка. В землю древлян он послал Олега, а в Новгород отправил Владимира. В 972 году Святослав погиб на днепровских порогах, и лишь Свенельд с жалкими остатками некогда могучей дружины смог достичь днепровской столицы.
Этот старый воевода, служивший еще Игорю, стал советником Ярополка, и именно он во многом ответственен за междоусобицу, потрясшую Русь. Формальной причиной послужил следующий эпизод. Сын Свенельда Лют отправился на охоту в леса, которые считал своей вотчиной Олег. Разгневанный князь убил Свенельдича, и с тех пор воевода, в отместку за гибель сына, начал подстрекать Ярополка захватить земли Олега. К тому же, киевская знать выражала недовольство возросшей независимостью древлян и их князя.
В 977 году Ярополк напал на брата. Произошла битва, в которой Олег потерпел поражение; его войска стали в беспорядке отступать к городу Овручу, и в толчее, возникшей на мосту через городской ров, Олега столкнули вниз. Так он и погиб. Ярополк вошел в город победителем, подчинив себе древлянские земли. Он приказал найти брата, но все поиски пропавшего оказались тщетными. И тогда один древлянин показал, что видел, как Олега столкнули с моста. С рассвета и до полудня доставали трупы изо рва, пока, наконец, не было найдено тело князя. Ярополк плакал над убитым и укорял Свенельда: «Видишь, ты этого хотел!». Олег был похоронен у города Овруча.
Другой Святославич, Владимир, узнав о произошедшем, бежал из Новгорода за море к варягам. Ярополк отправил в Новгород своих посадников. Однако в 980 году Владимир вернулся во главе отряда варяжских воинов-наемников. Посадников брата он немедленно отослал в Киев и объявил, что идет на Ярополка войной. Затем он отправил послов к полоцкому князю Рогволоду, прося в жены его дочь Рогнеду. Подобный брак означал установление военного и политического союза между князьями, однако Рогнеда предпочла Ярополка и воспротивилась сватовству Владимира. В ответ Владимир захватил Полоцк, убил Рогволода, а также двух его сыновей, и взял в жены Рогнеду против ее воли.
После взятия Полоцка воины Владимира пошли на Киев. Сопротивляться в открытом бою Ярополк не мог и потому затворился в городе. С ним был советник Блуд, которому князь доверял безмерно. Владимир щедрыми посулами склонил воеводу своего старшего брата к предательству: Блуд стал говорить Ярополку о ненадежности киевлян, якобы готовых покориться Владимиру. Поверивший этому Ярополк бежал в другой город — Родню. Владимир занял Киев и осадил Родню, в которой вскоре начался страшный голод (это событие даже вошло в поговорку — «беда как в Родне»). Теперь Блуд с той же настойчивостью советовал сдаться на милость победителя, указывая на тяжести осады и на многочисленность войска врагов. Наконец Ярополк, несмотря на предостережения верного своего слуги Варяжко, согласился сдаться и отправился к Владимиру, где и был изрублен мечами варягов. Произошло это в 980 году.
После убийства брата Владимир взял себе в наложницы его вдову, бывшую греческую монахиню. По преданию, она в тот момент уже была беременна от Ярополка, и позже у нее родился сын — Святополк.

Владимир Святославович Святой (?–1015)
Владимир был младшим сыном Святослава, родившимся от ключницы княгини Ольги по имени Малуша, отцом Малуши называли некого Малка Любичанина. По версии крупнейшего исследователя русского летописания А. А. Шахматова, Малк Любичанин, отец Малуши, был тем самым князем древлян Малом, который убил князя Игоря в 945 году. Кроме всего прочего, Мал приходился сыном известному воеводе Свенельду. После того, как Ольга отомстила за смерть мужа, дочь Свенельдича попала к ней в услужение, а потом Святослав сделал ее своей наложницей.
В 970 году, собираясь в поход, Святослав отправил Владимира княжить в Новгород, куда тот прибыл в сопровождении своего дяди (брата Малуши) Добрыни, по совету которого новгородцы и пригласили Владимира на княжение. Город на берегах древнего Волхова послужил Владимиру отправной точкой для последующего захвата власти. В 972 году, после смерти Святослава, когда на Руси вспыхнули междоусобицы, Владимир был вынужден временно покинуть Русь, и лишь спустя некоторое время смог вернуться в Новгород, после чего в 980 году захватил Киев и убил своего брата Ярополка. Иногда вокняжение Владимира относят к 978 году. Безусловно, его победе способствовали политические амбиции новгородской знати, в интересах которой было ослабить узы зависимости от Киева. На берега Волхова Владимир посадил наместником своего дядю Добрыню, пользовавшегося среди новгородцев немалым авторитетом.
На киевских холмах Владимир поставил идолы славянских языческих божеств, олицетворяющих природные процессы, стихии и влияющих на различные сферы жизни людей: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла, Мокоши и т. д. Аналогичные действия предпринял Добрыня в Новгороде. Историки называют эти события первой религиозной реформой Владимира. Суть ее заключалась в попытке унифицировать культы восточных славян, что должно было крепко спаять «державу» Владимира — союз славянских племен. В связи со скудостью сохранившихся источников трудно сказать что-либо определенное о древнерусских языческих верованиях. Мы можем судить о них лишь на основе более поздних свидетельств, оставленных христианскими авторами.
Согласно языческим обычаям, Владимир имел целый гарем из жен и наложниц, родивших ему множество детей. По летописным свидетельствам, у него было две дочери и четыре сына — Изяслав, Мстислав, Ярослав и Всеволод — от Рогнеды; вдова Владимирова брата Ярополка родила ему Святополка; а с супругой-чешкой он прижил Вышеслава. Еще одна жена, чье имя неизвестно, стала матерью Святослава и Мстислава.
Владимир, в отличие от Святослава, редко планировал дальние завоевательные походы. Его политика носила скорее прагматичный характер: он старался удержать распадавшийся союз славянских племен, укрепить его границы. В 981 году Святославич отвоевал у Польши червенские города (Перемышль и др.) и снова заставил вятичей платить дань. Однако к 982 году вятичи взбунтовались, и Владимиру во второй раз пришлось усмирять их. В 983 году князь покорил ятвягов.
Вернувшись после славных побед в Киев, Владимир решил принести благодарственную человеческую жертву кумирам. Жребий пал на сына одного варяга-христианина. Отец отказался выдать мальчика, обратившись к идолопоклонникам: «Боги ваши — не боги, а бездушное дерево, сегодня они есть, а завтра изгниют. Не едят, не пьют, не говорят. Сделаны руками из дерева секирою и ножом». Возмущенные язычники убили и отца и сына. Позже их канонизировали как святых мучеников Федора и Иоанна.
В 984 году Владимир напал на радимичей (племя славян, жившее в междуречье Днепра и Десны). В авангарде его войска был воевода Волчий Хвост; он настиг основные силы радимичей на реке Пещане и разбил их. Побежденные принуждены были платить дань. Следующий год ознаменовался войной с болгарами (точно не известно, были ли это болгары волжские или дунайские).
Военные предприятия Владимира были успешны, но, как мудрый правитель, он понимал, что одной лишь силой долго удерживать в подчинении покоренные племена не удастся. Первая религиозная (языческая) реформа не оправдала надежд, которые князь на нее возлагал. Владимир ясно осознавал необходимость принятия одной из монотеистических религий. Но на какой остановить выбор? Летопись повествует, что на Русь приходили мусульманские проповедники от болгар. Однако Владимиру не понравился запрет есть свинину и пить вино («Руси есть веселие пити, не можем без того быти!»). Посланцев Римского папы князь отослал на том основании, что католическую веру отвергли его предки. Хазарским иудеям Святославич отказал, заметив, что сей «богоизбранный» народ сам рассеян за грехи по всей земле. Наставления же православного греческого проповедника произвели на Владимира должное впечатление, причем особенно его поразила икона, изображающая Страшный суд. Посоветовавшись со своими «мужами», киевский князь решил отправить посланников в чужие земли для того, чтобы разузнать, что из себя в действительности представляет та или иная вера. Побывавшие у разных народов послы уверовали в истинность православного учения, и сами крестились у греков. Недаром, говорили они, бабка Владимира, княгиня Ольга, «мудрейшая из людей», приняла православие.
Таким образом, вопрос о выборе веры был решен, но Владимир, вместо того чтобы просить византийцев о крещении, снарядил поход в Крым на город Корсунь (Херсонес), осадил его и дал обет креститься в случае успеха. Одновременно Владимир потребовал у византийских императоров Константина и Василия отдать ему в жены их сестру царевну Анну. Императоры ответили, что не могут отдать ее за «поганого» (язычника), и Владимир объявил, что готов стать христианином. Анна отправилась к берегам Крыма. В это же время пала Корсунь: один из ее защитников — Анастас — сообщил русским, как перекрыть доступ воды в город, и вскоре жажда заставила осажденных сдаться. В 988 году во исполнение обета князь крестился, причем, согласно преданию, непосредственно перед обрядом крещения он ослеп, а после совершения таинства чудесным образом немедленно исцелился. Возможно, в этом месте своего повествования летописец использует популярный в народной традиции сюжет об ослеплении грешников и прозрении праведников.
Летописные предания о крещении князя имеют под собой реальную основу. По византийским источникам, в 987 году Константинополь просил помощи у Владимира против мятежного полководца Варды-Фоки, за что князю была обещана рука царевны Анны. При содействии русских в 988 году мятеж был подавлен, но греки не спешили выполнять свои обязательства. И тогда Владимир захватил Корсунь, настояв тем самым на соблюдении соглашения. Анна вышла за него замуж, а перед свадьбой, в 989 году, князь принял православие. Согласно русской летописи, крещение имело место в 988 году. При крещении Владимир получил имя Василий, так звали и тогдашнего императора Византии. Подобное совпадение, возможно, не является случайным. В это время процесс византизации русской культуры становится более интенсивным, в особенности это касается государственного устройства Руси.
Место крещения Владимира неизвестно, возможно, это было в Киеве, Василеве или же в Корсуни. Вернувшись из Крыма в сопровождении духовенства, князь призвал подданных обращаться в новую веру: он приказал киевлянам собраться на берегу Днепра, где греческие священники совершали таинство крещения.
В Киеве привнесение новой веры прошло спокойно, люди подчинились князю и повергли прежних кумиров. Сложнее обстояло дело в Новгороде, где во введении новой религии усмотрели попытку ущемить свободу славного города. Крестить новгородцев отправились Добрыня и греческий иерарх Иоким Корсунянин. Узнав об их приближении, новгородцы на вече приняли решение сопротивляться. Они разрушили мост через Волхов и построили укрепления на левом берегу реки. Два дня продолжалось противостояние, в ходе которого дом Добрыни был разрушен, погибла его жена. Ночью тысяцкий (предводитель новгородского войска) Путята переправился через реку, завязалась битва. На рассвете к нему присоединилась дружина озлобленного Добрыни, который, чтобы отвлечь противников, приказал поджечь дома на берегу. Новгородцам пришлось покориться и принять крещение. Некоторые из них пытались прибегнуть к хитрости и объявляли себя уже крещеными, но это не помогло. Последовал приказ совершать таинство над всеми, у кого не было креста на шее. Отражением этих событий стала сохранившаяся в Новгороде поговорка: «Путята крестил мечом, а Добрыня — огнем».
Необходимо подчеркнуть, что крещение Руси совсем не означало полной и немедленной христианизации всего населения. Славянское язычество еще долго бытовало в глухих уголках, постепенно уступая место православию. Приблизительно к XIII веку оно исчезло как культ, но его пережитки сохранялись, подчас причудливо переплетаясь с христианским вероучением.
Духовенство на Руси подчинялось Константинопольскому Вселенскому патриарху. Иерархи получили право суда по некоторым делам, связанным с преступлениями против веры и с семейным правом. Церковному суду подлежали члены клира, а также зависимые от церкви люди. К тому же церковь стала хранителем мер и весов, что было немаловажно в то время.
Владимир устраивал школы, причем учеников для них приходилось силой отбирать у родителей, которые плакали по своим чадам как по умершим. Возводились храмы: в Киеве на месте бывшего капища была построена деревянная церковь святого Василия, на месте убитых язычниками в 983 году варягов-христиан Федора и Иоанна каменная церковь пресвятой Богородицы На содержание духовенства выделялась десятая часть государственных доходов, которую собирали в каменном соборе Богородицы (отсюда второе название этой церкви — Десятинная).
Став христианином, Владимир жил в законном супружестве с византийской царевной Анной, которая родила ему двух сыновей — Бориса и Глеба.
Продолжалось укрепление границ: строились новые города по Десне, Трубежу, Суле. Занимали князя и войны: в 992 году с хорватами, а исход противоборства с печенегами (в том же году) решил поединок двух сильнейших воинов — печенежского богатыря и сына русского кожевника. Победил русич, и кочевники обязались три года не беспокоить Русь. В память об этом событии в 992 году Владимир заложил на Трубеже город Переяславль. В 996 году Владимир вновь столкнулся с печенегами у Василева. С ним была лишь небольшая дружина, и князь чудом спасся, укрывшись от врагов под мостом. В память о своем избавлении от смерти он приказал соорудить церковь Преображения. В следующем 997 году, для отражения печенежской угрозы Владимиру пришлось собирать войска даже в Новгороде, ибо от кочевников этих «была рать велика без пристани».
Своих сыновей князь отправил на княжения в разные земли: Вышеслава в Новгород, Изяслава (сына Рогнеды) в Полоцк, Святополка (возможного сына Ярополка Святославича) в Туров, Ярослава в Ростов (а после смерти Вышеслава — в Новгород), Бориса в Ростов, Глеба в Муром, Святослава в землю древлян, Всеволода во Владимир (Волынский), Мстислава в Тмутаракань.
В 1011 году умерла супруга князя, греческая царевна Анна. А в 1014-м Владимира постигла новая беда: его сын Ярослав, княживший в Новгороде, отказался выплачивать ежегодный урок в две тысячи гривен. Наверняка этим отказом он выразил волю новгородцев, желавших быть более независимыми от Киева. Святославич приказал готовить поход на непокорного, но планам князя помешала болезнь, и в 1015 году Владимир скончался.
В памяти народа имя князя Владимира стало легендарным; он — наиболее популярный персонаж русских былин. Еще долго помнили на Руси богатые киевские пиры да застолья, а также княжескую милость к нищим и убогим. Потому-то и сохранилось за Владимиром Святославовичем ласковое прозвание — Красно Солнышко.

(с) Борис Трубников
https://www.facebook.com/boris.trubnikov.7?fref=nf
Tags: из глубин, любопытненько
Subscribe

  • Да ну нах

    Скучно в ЖЖ. Сходишь в топ, посмотришь на популярные посты - как говна наешься. Свои любимые друзья в большинстве есть на других ресурсах, и там…

  • сок пошёл

    В деревне есть несколько дойных клёнов. Каждый год, в конце марта, мы доим с них сок. Сладкий, вкусный, полезный сок.

  • 18 лет назад

    мы с Д.В. впервые вошли в этот дом. Он был абсолютно пуст, не было вторых рам на окнах, обои свисали со стен, сняты были несколько дверей, патроны…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments